Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Атлас мира Северная Африка Тунис
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Египет, Марокко
Подразделы: Монастир

Тунис

НЕПОТУСКНЕВШИЕ В ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ
(античные мозаики в Тунисе)


На полу – яичная скорлупа, апельсиновые корки, растоптанные креветки, ботва, огрызки яблок и гнилые овощи… И грязь эта не где-нибудь – во дворце могущественного царя, и не на кухне, а в столовой. Но по столовой ходят без опаски, не выбирая с отвращением, куда наступить. Мусор в зале лежит уже много лет, и убрать его не может никто, хотя убирают здесь часто и тщательно. Ибо мусор этот – всего лишь иллюзия. Его нет, а есть творение большого художника. Этот пол – огромная мозаичная картина…

Время не сохраняет ткань, дерево, кожу; не щадит одежду и обувь, росписи, посуду, книги, жилища – почти ничего. В природе очень мало материалов, способных в нетронутом виде донести до потомков творческий замысел своего времени. Один из таких материалов – золото. Ценность его в том, что, разглядывая золотой сосуд, мы видим то же самое, что и его создатель. Тогда приходит ясность и понимание. Другой материал – камень. Но не любой и не в любом виде. Сцементированные раствором стальной прочности маленькие разноцветные кубики упорнее всего сопротивляются времени. Для того, чтобы уничтожить бесценную Александрийскую библиотеку, нужно всего лишь поджечь здание. А мозаичные пол и стены не поддаются ни огню, ни заступу. Они живут и под развалинами, и краски их не гаснут. Каждый год археологический департамент Туниса открывает все новые полотна.

Нетускнеющие картины античности складывали из стекла и разных пород камня. Самая ранняя мозаика обнаружена в Греции и относится к IV веку до нашей эры, однако и она не является первой – она настолько совершенна, что не может быть работой начального этапа. Римляне, большие поклонники греческого искусства, пустили в дело цветной мрамор. Наибольшее развитие этот вид монументальной живописи получил не в Риме, а в одной из его колоний. После победы над Карфагеном на его месте была образована римская провинция «Африка», позднее к ней было присоединено еще одно государство – Нумидия – под названием «Новая Африка». Новый Карфаген стал крупнейшим городом империи. Северную Африку стали называть житницей Рима. Росли города – во II веке нашей эры их насчитывалось здесь более двухсот. Все говорило о новом подъеме…

Мозаика в северной Африке была известна и до римского завоевания. Карфагеняне пользовались кусочками камня неправильной формы, иногда в мозаичные полотна добавляли цветное стекло. Но Рим принес изобилие красок и приемов. По выражению современников, Африка оказалась вымощена мозаикой. В то время на Италийском полуострове господствовала черно-белая контрастная техника, а на территории современного Туниса – ширилось многоцветье красок и многообразие сюжетов.

Дворец Бардо, «тунисский Версаль», лучший музей страны, буквально вспыхивает мозаичными полотнами. Вот, например, огромное панно: на слона напал питон, гигант старается разорвать стальные кольца. Двое охотников несут убитого вепря, рядом бегут гончие. Псы преследуют кабана. Геркулес, венчаемый Победой-Викторией. Лев в окружении злаков: злой-презлой, с растрепанной гривой, вытаращенными глазами, оскаленными зубами. Амуры ловят рыбу….

Большая часть мозаик выполнена во II веке нашей эры. В них чувствуется близость заката великого Рима и иное, не классически античное, а более сложное, пестрое, более внимательное к деталям и более печальное и раздумчивое видение мира, скорее напоминающее византийское… Вот «Титаны в кузнице Вулкана». Мощные, обнаженные атлетические фигуры и обреченные покорные лица. Один замахнулся молотом с трудом, напрягая все силы, другой – нехотя, еле-еле, третий же вообще бессильно опустил молот и уставился на него с тупым безразличием. А вот мозаика из Дугги «Рабы, разливающие вино». Голые тела рабов кряжисты и непропорциональны, в них заключена грубая стихийная сила. А те, кому они наливают вина – мелки, невзрачны, смотрят робко, почти боязливо. «Охотящаяся Диана» из Утики – отнюдь не юная девственная красавица, а злая хищница, безжалостно целящаяся из лука в стройную газель. А Нептун на другой фреске печальным ликом и растрепавшейся бородой скорее напоминает растерявшегося неудачника, не знающего, куда влечет его лодку четверка полулошадей-полурыб. И уж совсем иконописны, с остановившимися византийскими глазами, Одиссей и его спутники, слушающие пение сирен…

В V веке, на заре христианства, мозаика появилась даже на надгробных плитах – живший в то время в северной Африке один из отцов церкви, блаженный Августин, санкционировал мозаику как средство религиозного воздействия. Но в том же веке Карфаген был завоеван вандалами Гензериха. А пришельцы с севера использовали мозаики одним способом - пустив на дрова оливковую рощу, запаливали огромный чернодышащий костер на мозаичных коврах…

Возрождение монументальной мозаики пришло с победой в VI веке императора Юстиниана над вандалами и присоединением северной Африки уже к Византийской империи. Стили и вкусы изменились – на смену сценам, полным жизни, пришел аскетизм. Частыми стали орнаментальные, а не сюжетные панно. Постоянные же набеги варваров на цветущие африканские владения Византии положили конец творческим поискам.

Вслед за варварами пришли арабы, и в 698 году Карфаген пал под ударом войск Гассана. Эти, более культурные завоеватели, не смогли удержаться от соблазна – и в Х веке халиф Обейд эль Махди украсил свой дворец мозаиками, немногим уступающими римским или византийским образцам.

Оттого в тунисском музее Бардо и кажется иногда, что меж эпохами пунической, римско-языческой, римско-христианской и мусульманской не было сокрушительных войн. Ведь они не стерли с лика страны ее мозаичного грима…


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями

Источник:

МегаТИС





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

 15.05.2006
 Праздник Лаг ба-омер в Тунисе на острове Джерба
Как минимум две тысячи лет на тунисском острове... далее

 26.11.2003
 Тунисская авиакомпания "Karthago Airlines" начинает выполнение регулярных рейсов из Международного аэропорта Домодедово
Тунисская авиакомпания "Karthago Airlines" с 25... далее

 18.11.2003
 Турция и Тунис претендуют на круглый год
Похоже, Анталья и Монастир в зимнем сезоне всерьез... далее

 13.11.2003
 Corinthia Hotels International управляет 23 отелями
28 октября 2003 года компания Corinthia Hotels... далее

 27.10.2003
 Karthago Airlines отважится летать в Тунис зимой
Тунисская авиакомпания Karthago Airlines решила... далее

 19.09.2003
 Проливные дожди затопили аэропорт Туниса
В столице Туниса из-за дождей парализовано... далее

 02.09.2003
 Турция, Тунис и Египет остаются в лидерах продаж
Турция, Тунис и Египет на исходе августа на 80% и... далее

 все новости страны
MEGATIS Атлас мира Северная Африка Тунис

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)